Грузия–Европа: новый транспортный коридор Каспий–Черное море обещает прорыв



Экономика и устойчивое развитие Грузии ожидает значительного прогресса в создании нового международного транспортного маршрута, который соединит Каспийское и Черное моря. Об этом заявила министр экономики и устойчивого развития Мариам Квривишвили на Втором инвестиционном форуме по Транскаспийским транспортным коридорам и связуемости. Этот амбициозный проект призван укрепить стратегическую роль региона в глобальной логистике и представляет особый интерес для государств тюркского мира.

Ключевым шагом станет подписание в декабре соглашения, в котором примут участие Туркменистан, Азербайджан, Грузия и Румыния. Инициатива направлена на формирование многофункционального коридора, простирающегося от Каспийского региона до Европейского союза. По словам Квривишвили, этот маршрут не только усилит связность, но и диверсифицирует транспортные артерии, а также значительно повысит устойчивость региональной транспортной инфраструктуры. Для стран тюркского мира это открывает новые возможности для более эффективного выхода на европейские рынки.

В преддверии 2026 года Грузия наметила ряд приоритетных задач в транспортном секторе. Среди них — завершение строительства глубоководного порта Анаклия, модернизация локомотивного и грузового парка, окончание проекта железной дороги Баку–Тбилиси–Карс (БТК), а также внедрение унифицированных цифровых сервисов для государственного и частного секторов. Ожидается, что эти меры существенно увеличат пропускную способность, повысят эффективность и сократят время железнодорожного транзита по территории страны на 30%. Проект БТК, в частности, имеет огромное значение для наращивания торгового потенциала стран Центральной Азии и Кавказа.

Министр Квривишвили подчеркнула, что скоординированное финансирование имеет решающее значение для полного раскрытия транспортно-логистического потенциала Центральной Азии, Каспийского региона, Южного Кавказа и Черного моря. Грузия, со своей стороны, планирует инвестировать 7 миллиардов долларов США в крупные транспортные, логистические и инфраструктурные проекты к 2032 году, что демонстрирует серьезные намерения страны стать ключевым хабом.

Достижение этой масштабной цели, по ее словам, потребует не только участия международных финансовых институтов, чей опыт и долгосрочный капитал незаменимы, но и более активной мобилизации инвестиций частного сектора. «Только через скоординированные государственно–частные партнерства могут быть построены современные, эффективные и устойчивые сети, отвечающие потребностям современной мировой экономики», — заявила Квривишвили. Этот путь к развитию является общим для многих стран региона, стремящихся к интеграции и экономическому росту.

В контексте усиления регионального сотрудничества стоит отметить, что ранее Агентство новостей Qazinform сообщало о намерениях Казахстана создать «зеленые коридоры» для транзитных грузов. Эти инициативы подчеркивают общее стремление государств тюркского мира к оптимизации и развитию международных транспортных маршрутов, что способствует укреплению экономических связей и интеграции на евразийском пространстве.