Россия стремится к более тесным связям с Арменией, поскольку отношения с Азербайджаном охлаждаются
Россия стремится к более тесным связям с Арменией, поскольку отношения с Азербайджаном охлаждаются
- 30 мая, 11:22
- Политика
Визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Ереван 20-21 мая 2025 года ознаменовал поворотный момент в меняющемся ландшафте армяно-российских отношений, подчеркнув усилия Москвы по укреплению и стабилизации своего партнерства с ключевым союзником на Южном Кавказе.
Проходящий на фоне ухудшения российско-азербайджанских отношений после трагической катастрофы азербайджанского авиалайнера 25 декабря 2024 года, визит высветил хрупкое балансирование России в регионе, где ее влияние становится все более оспариваемым, сообщает Turan Online со ссылкой на зарубежные СМИ.
Переговоры Лаврова с лидерами Армении были сосредоточены на подтверждении двусторонних обязательств в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В его заявлениях в основном делался акцент на восстановлении традиционных связей с Арменией и подчеркивалась последовательная поддержка Россией этой страны на протяжении всей постсоветской эпохи. Однако некоторые из его высказываний, в частности ссылки на историческое применение поставляемого Россией оружия во время оккупации Арменией азербайджанских территорий, вызвали споры в Баку и вызвали широкую критику в азербайджанских СМИ.
Визит Лаврова в Ереван был продуманным шагом, направленным на подтверждение присутствия России в Армении в то время, когда внешняя политика Еревана демонстрирует признаки диверсификации. Во время совместной пресс-конференции Лавров подчеркнул прочный характер армяно-российского альянса, заявив: “Наши отношения с Арменией основаны на глубоком историческом фундаменте, и мы привержены укреплению нашего стратегического партнерства”. Он признал обеспокоенность Армении по поводу функциональности их соглашений в области безопасности, но сформулировал их как вопросы должны решаться путем диалога, а не разрыва связей.
Министр иностранных дел Армении Мирзоян, отвечая на вопросы о потенциальном повороте Армении к новым стратегическим партнерам, особенно в Европе, был недвусмысленно настроен на сохранение статус-кво: “Что касается вопроса о том, планируем ли мы переформатировать наши союзнические отношения с Россией, я хотел бы дать очень прямой ответ: нет. Наши обязательства, права и намерения в отношении друг друга четко прописаны, подписаны и ратифицированы на бумаге, и никто их не расторгал”. Он признал, однако, что у Армении есть опасения по поводу “эффективной реализации” этих механизмов, особенно в рамках ОДКБ, где Армения заморозила его участие вызвано неудовлетворенностью реакцией организации на вызовы региональной безопасности.
Высказывания Мирзояна отражают осторожный подход Армении. Бархатная революция 2018 года и Вторая Карабахская война 2020 года изменили национальное самосознание Армении, вызвав переоценку ее зависимости от России. Освобождение Карабаха Азербайджаном в 2023 году, хотя и стало ударом по национальной гордости Армении, также освободило Ереван от бремени территориального экспансионизма, создав пространство для более независимой внешней политики. Хотя Армения, похоже, стремится продвигать усилия по снижению своей зависимости от России, глубокая зависимость страны от своего более крупного союзника во многих сферах в сочетании с неопределенностью, связанной с политикой администрации Трампа в отношении постсоветского пространства, вынудила Ереван умерить свою антироссийскую риторику и стремиться к нормализации отношений с Москвой. Этот деликатный акт балансирования разворачивается по мере того, как влияние России на Южном Кавказе продолжает ослабевать, а Армения, Азербайджан и Грузия все больше заявляют о своей стратегической автономии.
Визит Лаврова также выдвинул на первый план спорный вопрос, который давно назревал в регионе: роль России в Первой Карабахской войне. В провокационном заявлении Лавров подтвердил, что “оружие, использованное [Арменией], было российским, как я уже упоминал, для захвата семи бесспорных азербайджанских районов и для строительства укреплений и боевых рубежей, что указывало на намерение удерживать эти территории в течение очень длительного времени”. Он добавил: “Некоторые аналитики даже отметили, что характер этих укреплений наводит на мысль о том, что никогда не было никакого плана по их возвращению Азербайджану”. Это признание, хотя и оформленное как историческое наблюдение, имеет значительный вес в текущем контексте. У азербайджанцев это вызывает воспоминания не только о поставляемом Россией оружии, но и о предполагаемом участии российских военнослужащих в боевых действиях и Ходжалинском геноциде 1992 года. Заявление Лаврова также представляется стратегическим сигналом, намекающим Армении на то, что Москва могла бы возобновить такое сотрудничество, если Ереван вернется на орбиту России, одновременно настраивая Азербайджан против себя, подчеркивая историческую поддержку Россией своего противника.
Выбор времени для выступления Лаврова особенно важен, учитывая резкий спад в российско-азербайджанских отношениях, особенно подчеркнутый решением президента Азербайджана Ильхама Алиева пропустить парад Победы в Москве 9 мая 2025 года. На параде, посвященном 80-летию победы Советского Союза над нацистской Германией, присутствовали, среди прочих, лидеры Армении, Белоруссии и всех пяти центральноазиатских республик, что делало отсутствие Алиева заметным. Несмотря на многочисленные приглашения на высоком уровне, в том числе одно от президента России Владимира Путина во время телефонного разговора 15 марта и другое от Патриарха Кирилла 3 мая, Алиев в качестве причины своего отсутствия сослался на внутренние обязательства, связанные со 102-й годовщиной со дня рождения бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева. Однако азербайджанские СМИ, близкие к правительству, указали на более глубокую причину: неспособность Москвы удовлетворить требования Баку после крушения самолета «Азербайджанских авиалиний» (AZAL) 25 декабря 2024 года близ Актау, Казахстан, в результате которого погибли 38 из 67 человек, находившихся на борту.
Катастрофа самолета AZAL, которую многие приписывают обстрелу российских зенитных установок, стала горячей точкой в российско-азербайджанских отношениях. Первоначальное расследование предполагает, что самолет, выполнявший рейс Баку-Грозный, был сбит ракетой класса «земля-воздух», вероятно, из российского комплекса «Панцирь-С», во время попытки противодействия украинским беспилотникам над Грозным. Свидетели сообщили, что слышали взрывы, а черный ящик самолета зафиксировал звуковой удар, за которым последовали критические сбои в системе. В предварительном отчете Министерства транспорта Казахстана отмечались структурные повреждения, соответствующие ударам ракет, и Азербайджан потребовал официальных извинений, привлечения к ответственности и компенсации. В то время как Путин принес извинения 28 декабря 2024 года, Москва до сих пор не выполнила другие требования Баку, что усиливает недоверие. Отсутствие прогресса в расследовании, которое сейчас находится на втором этапе и окончательный отчет ожидается к декабрю 2025 года, еще больше обострило отношения.
Разочарование азербайджанцев усугубилось другими инцидентами. В начале мая Комиссия парламента Азербайджана по противодействию гибридным угрозам приписала февральскую кибератаку на местные СМИ России, назвав ее возмездием за закрытие Азербайджаном Российского информационно-культурного центра и слухи о дальнейших ограничениях в отношении российских СМИ, таких как «Россия сегодня». Кроме того, запрет депутату азербайджанского парламента Азеру Бадамову въехать в Россию для участия в памятном мероприятии в мае побудил Министерство иностранных дел Азербайджана потребовать объяснений, назвав этот шаг “недружественным”. Эти инциденты отражают более широкую эрозию доверия, поскольку Азербайджан воспринимает действия России как пренебрежение его суверенитетом и законными претензиями.
Отмена Азербайджаном визита Алиева в Москву является четким сигналом его недовольства “имперским тоном” России и неспособностью относиться к Баку как к равноправному партнеру, как обещано в Декларации о союзническом взаимодействии 2022 года. Стремление Азербайджана к стратегической автономии, очевидное в его многовекторной внешней политике, контрастирует с опорой России на устаревшие механизмы контроля, такие как поддержка дискредитировавших себя армянских элит, таких как Роберт Кочарян и Серж Саргсян, или продвижение реваншистских сюжетов через средства массовой информации.
Стратегия России на Южном Кавказе, по-видимому, все больше не соответствует развивающейся динамике региона. Постепенный переход Армении к независимости, напористая внешняя политика Азербайджана и повторение Грузией сбалансированной внешней политики Азербайджана объединяются, образуя коллективное региональное агентство, которое бросает вызов доминированию Москвы. Визит Лаврова в Ереван, хотя и направлен на усиление влияния России, вместо этого может подчеркнуть ее ограниченность. Ссылаясь на общую историю российско-армянских действий в Карабахе, Москва рискует оттолкнуть как Ереван, так и Баку, подталкивая Армению к дальнейшей эмансипации, а Азербайджан — к более глубокому отчуждению. Если Россия не адаптирует свой подход, отказавшись от опоры на принуждение и манипуляции, ее влияние на Южном Кавказе будет продолжать ослабевать, оставляя ее в ловушке устаревших геополитических рефлексов по мере того, как регион прокладывает новый курс.