Эксперты подчеркивают, что Средний коридор является ключом к устойчивой и диверсифицированной торговле на AIF 2025

Эксперты на панельной дискуссии “Следующие шелковые пути: отображение будущего глобальной торговли” во второй день Астанинского международного форума (AIF) 2025 подчеркнули, что развитие Среднего коридора укрепит позиции Казахстана в глобальной логистике и торговле, а также повысит устойчивость региона к сбоям в глобальных цепочках поставок. Об этом сообщает Turan Online со ссылкой на The Astana Times.

Извлекать выгоду из роста в условиях неопределенности

Эксперты предполагают, что неопределенность, связанная с тарифами, введенными администрацией США, на самом деле может создать новые возможности для Центральноазиатского региона.

Андреас Матте (Слева) и Кириакос Какурис (справа). Фото предоставлено пресс-службой «АИФ».

По словам Андреаса Матте, генерального директора Österreichische Bundesbahnen (Австрийские федеральные железные дороги), динамика тарифов может способствовать увеличению объемов торговли по Среднему коридору.

“Потому что объем торговли между Китаем, Центральной Азией и Европой вырос, и вырос потому, что объем торговли между Китаем и США меняется. Так что это большой шанс для Среднего коридора и стран, расположенных вдоль этого коридора. Это возможность наладить мирную торговлю между странами и установить связь между Китаем и Центральной Европой, а также Центральной Азией и Европой”, — сказал Матте.

Его мнение разделяет Кириакос Какурис, вице-президент Европейского инвестиционного банка, который сказал, что страны, расположенные вдоль Среднего коридора, имеют уникальную возможность укрепить свои позиции в центре новых глобальных цепочек поставок.

“Я думаю, что эта неопределенность в международной торговле точно оправдывает решение Казахстана и других стран региона продвигать [Транскаспийский] коридор или Срединный коридор, который является не просто маршрутом, это стратегический путь, связывающий Центральную Азию и Европу, предлагающий диверсификацию, устойчивость и экономические возможности”, — сказал Какурис.

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) Директор по инвестициям в государственном секторе, проектам и корпоративным финансам Константин Лимитовский сказал, что Средний коридор представляет собой возрождение древнего Шелкового пути, обеспечивая прямое сообщение не только с Китаем, но и с более широким Восточноазиатским регионом.

“Я думаю, что страна возрождает древний Шелковый путь, чтобы действительно довести диверсификацию до корней между Восточной Азией и Центральной Азией, включая Центральную Азию, до европейской части”, — сказал Лимитовски й.

“Это новый старый маршрут, который появляется потому, что становится более эффективным. Он становится реальной альтернативой возможным перебоям в работе других маршрутов, и его важная роль будет возрастать, возможно, не так быстро достигая уровня Северного коридора, но, тем не менее, становясь гарантией этого великого сотрудничества между Восточной Азией, не только Китаем, Восточной Азией и Юго-Восточной Азией и Европой, ” добавил он.

Перспективы и узкие места вдоль Среднего коридора

Министр транспорта Казахстана Марат Карабаев рассказал о текущих событиях вдоль Среднего коридора и усилиях по устранению узких мест в инфраструктуре.

“Если вы посмотрите на 2021 год, то раньше этот коридор составлял 800 000 [тонн], а теперь, за последние три года, он составил 4,5 миллиона, что почти в семь раз больше за три года, и это хорошо. И я полностью верю, что к 2027 году этот коридор достигнет более 10 миллионов человек, по крайней мере, у нас есть все подтверждающие цифры для того, чтобы делать такого рода заявления”, — сказал министр.

Он также указал на тот факт, что экономика Казахстана выросла на 6% за первые четыре месяца 2025 года, и 25% этого роста приходится на транспортный сектор.

Министр транспорта Казахстана Марат Карабаев (слева). Фото предоставлено пресс-службой «АИФ».

Рассматривая проблемы управления сложной системой и устранения узких мест, министр отметил, что железнодорожными операциями вдоль маршрута управляет Middle Corridor Multimodal, совместная железнодорожная компания, созданная в 2023 году Казахстаном, Азербайджаном и Грузией.

“Что сейчас более важно, Китай присоединяется к этой единой компании. Таким образом, эти четыре основные страны на этом пути решают все проблемы. Пока у них есть 25%-ная доля в их интересах, пока у них одинаковый размер доли, они работают над устранением всех узких мест”, — сказал Карабаев.

“Что касается Казахстана, мы инвестируем в устранение узких мест этого коридора, примерно около четырех миллиардов долларов США, только в железнодорожном секторе”, — добавил он.

Устойчивость среднего коридора

По словам Какуриса, содействие интегрированным игрокам в цепочке поставок и пристальное внимание к экологической устойчивости сегодня необходимы для создания более устойчивых торговых маршрутов.

“Связь сегодня — это не только сложная инфраструктура, не только дороги — это создание устойчивых, эффективных и рациональных торговых маршрутов, которые отвечают потребностям 21-го века и потребностям современных людей. Речь идет о том, чтобы такие страны, как Казахстан и его соседи, были не просто точками, а центрами с добавленной стоимостью, интегрированными в глобальные цепочки поставок. И речь идет о создании цифровых энергетических и транспортных коридоров, которые работают как для людей, так и для окружающей среды и экономики”, — сказал он.

Какурис также подчеркнул важность создания экологически чистых и устойчивых соединений.

“Будущий рост должен быть устойчивым, инклюзивным и устремленным в будущее. Это означает электрифицированные железнодорожные сети, цифровые таможенные системы, интеграцию возобновляемых источников энергии и инфраструктуру, способную противостоять климатическим потрясениям”, — сказал Какурис.

“Мне очень приятно слышать, как министр [Карабаев] говорит, что они нацелены именно на это направление. Приверженность Казахстана достижению углеродной нейтральности к 2060 году и его участие в глобальном обязательстве по метану демонстрируют его приверженность экологической устойчивости. ЕС готов поддержать Казахстан в этих начинаниях, делясь опытом и предоставляя инструменты для облегчения переходного процесса”, — добавил он.

Лимитовский сказал, что более широкая интеграция между странами-участницами жизненно важна для устойчивости коридора.

“Когда мы говорим о Срединном коридоре, большинство из нас говорили о транзитных возможностях, транзитном потенциале, но мы, в АБИИ, считаем, что если вы не включаете внутрирегиональную торговлю, если вы не рассчитываете на развитие внутрирегионального сотрудничества, вы действительно не можете рассчитывать на реальное процветающее развитие этого маршрута или системы из них. За последние три-пять лет мы видим, что наблюдается колоссальное и очень большое развитие международного и внутрирегионального сотрудничества”, — сказал Лимитовский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *