Узбекистан и ЕС изучают новые совместные проекты на сумму 12 миллиардов евро

Во вторник в Ташкенте Президент Шавкат Мирзиеев встретился со Специальным представителем Европейского союза по Центральной Азии Эдуардсом Стипрайсом, сообщает пресс-служба президента.

Обе стороны рассмотрели итоги первого саммита Центральная Азия-Европейский союз, состоявшегося в апреле в Самарканде, и обсудили стратегии реализации его решений, сообщает Turan Online со ссылкой на Times of Central Asia.

Расширение стратегического сотрудничества

Переговоры были сосредоточены на укреплении как двусторонних, так и региональных партнерств, с особым вниманием к продвижению инициатив в области инвестиций и технического сотрудничества стоимостью 12 миллиардов евро. Стороны также обменялись мнениями о ключевых региональных событиях и обсудили планы предстоящих совместных мероприятий.

Экономические связи между Узбекистаном и ЕС в последние годы ускорились. С 2020 года товарооборот между двумя странами удвоился и превысил 6 миллиардов евро, в то время как узбекский экспорт в ЕС увеличился в четыре раза. Было создано более тысячи совместных предприятий, а стоимость европейских инвестиционных проектов в Узбекистане в настоящее время превышает 30 миллиардов евро.

Чтобы привлечь больше европейских инвесторов, Узбекистан предпринял реформы по улучшению своей бизнес-среды. Только в 2024 году товарооборот со странами ЕС достиг 6,4 миллиарда долларов, и в настоящее время в стране работает более тысячи европейских фирм.

Геополитические подводные течения

Во время отдельного визита в Узбекистан в апреле министр иностранных дел России Сергей Лавров раскритиковал растущее присутствие ЕС в регионе. Он обвинил ЕС в использовании проектов развития для расширения геополитического влияния, особенно в таких чувствительных областях, как таможня и управление границами.

“Мы категорически против политизации процессов сотрудничества и внедрения идеологических элементов, связанных с попытками Запада доминировать”, — заявил Лавров, подчеркнув при этом, что Россия уважает суверенитет своих соседей и будет воздерживаться от вмешательства в их внутренние дела.

Стратегический стержень

Растущие связи Узбекистана с ЕС отражают стратегический поворот к диверсификации его экономического партнерства и снижению зависимости от традиционных союзников, таких как Россия и Китай. Этот шаг согласуется с более широкими усилиями региона по сбалансированию отношений с мировыми державами при одновременном содействии местному развитию. Инвестиции ЕС в размере 12 миллиардов евро и инициативы по техническому сотрудничеству свидетельствуют о более глубокой приверженности Центральной Азии, позволяя таким странам, как Узбекистан, модернизировать промышленность, улучшать инфраструктуру и расширять торговые сети. Этот сдвиг не только стимулирует экономический рост Узбекистана, но и создает новые возможности для региональной интеграции, соединяя Центральную Азию с европейскими рынками посредством преференциальных торговых соглашений и расширенных цепочек поставок.

Однако углубление партнерства между ЕС и Узбекистаном не обходится без проблем в геополитическом ландшафте региона. Россия, исторически обладающая доминирующим влиянием в Центральной Азии, рассматривает расширяющееся присутствие ЕС как потенциальную угрозу своей сфере влияния. Аналогичным образом, Китай, который реализовал обширные проекты по соединению в рамках инициативы «Пояс и путь», может воспринять сближение Узбекистана с ЕС как осторожный шаг к снижению зависимости от проектов, осуществляемых под руководством Пекина. Эта стратегическая перекалибровка создает более конкурентную среду, поскольку Узбекистан использует свое географическое положение для привлечения разнообразных инвестиций, тщательно преодолевая напряженность между соперничающими державами. Поддерживая хрупкий баланс, Узбекистан мог бы стать экономическим и дипломатическим мостом, связывающим Европу, Центральную Азию и Восточную Азию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *