«Нет» смертной казни: Конституционный суд Кыргызстана сохраняет приверженность принципам

Конституционный Суд Кыргызстана 10 декабря 2025 года вынес знаковое решение, отклонив инициативу президента Садыра Жапарова о внесении поправок в Конституцию, предусматривающих возвращение смертной казни. Предложение главы государства касалось применения высшей меры наказания за изнасилование детей и убийства, сопряженные с изнасилованием, как сообщало агентство Кабар.
Инициатива президента последовала после резонансного дела об похищении, изнасиловании и убийстве 17-летней девушки в Иссык-Кульской области, о котором ранее сообщало агентство Qazinform. Этот трагический случай, который глава государства взял под личный контроль, привел к публичным призывам Садыра Жапарова ввести смертную казнь за особо тяжкие преступления, такие как изнасилование детей и сопряженные с изнасилованием убийства женщин. Впоследствии Администрация президента инициировала процесс внесения соответствующих конституционных поправок.
При рассмотрении президентского запроса Конституционный Суд руководствовался своими установленными полномочиями. Его задача – оценить соответствие предлагаемых поправок Конституции как целостной правовой системе, их потенциальное влияние на основы конституционного строя, где ключевое место занимают фундаментальные права и свободы человека, а также демократический характер государства. Особое внимание уделялось совместимости инициативы с международными обязательствами Кыргызской Республики, вытекающими из ратифицированных договоров.
В своем заключении Конституционный Суд подчеркнул, что Конституция Кыргызстана закрепляет права и свободы человека как высшую ценность. Система гарантий их защиты формирует фундамент конституционного строя и определяет пределы допустимых изменений в Основной закон. Суд акцентировал внимание на том, что любые поправки, затрагивающие фундаментальные права и свободы, должны учитывать их системный характер и потенциальные последствия для всей модели защиты личности. Крайне важно не допустить регрессии в уровне гарантий прав и свобод, поскольку их стабильность и последовательность составляют суть конституционно закрепленного приоритета личности и ее достоинства.
Конституционный Суд исходил из того, что запрет смертной казни и признание примата права на жизнь обладают не только нормативным, но и фундаментальным ценностным измерением. Это решение отражает осознанный выбор государства и народа в пользу правового режима, исключающего применение этого вида наказания. Право на жизнь и запрет смертной казни – это системно важные принципы, которые задают стандарты для уголовной политики, отправления правосудия, деятельности правоохранительных органов и пенитенциарной системы. Восстановление смертной казни через конституционную поправку, по мнению суда, означало бы отказ от этих стандартов, разрыв преемственности правового развития и отступление от избранного конституционного вектора, приоритетом которого является достоинство личности и укрепление гарантий прав и свобод человека.
Суд также уделил отдельное внимание международно-правовому аспекту рассматриваемого вопроса. Конституция Кыргызской Республики прямо устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются неотъемлемой частью ее правовой системы. Это обязывает страну соблюдать соответствующие международные обязательства при принятии решений на национальном уровне. В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров, государство не может ссылаться на положения своего внутреннего законодательства в качестве оправдания невыполнения договора, а его прекращение или приостановление действия возможно лишь в строго определенных случаях.
Кыргызская Республика является участником Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, который направлен на полную и окончательную отмену смертной казни. Важно отметить, что данный Протокол не предусматривает механизма денонсации. Это означает, что, присоединившись к нему, Кыргызстан принял на себя бессрочное обязательство не возобновлять смертную казнь и не прибегать к ней ни при каких обстоятельствах. По мнению Конституционного Суда, повторное введение смертной казни во внутреннее законодательство в таких условиях неизбежно привело бы Кыргызскую Республику к нарушению своих договорных обязательств, что несовместимо с конституционно закрепленным признанием международного права и принципом добросовестного выполнения международных договоров.
Основываясь на совокупности конституционных и международно-правовых аргументов, Конституционный Суд пришел к однозначному выводу: восстановление смертной казни посредством конституционных поправок является неконституционным, недопустимым и юридически невозможным. Соответственно, проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики» не может быть вынесен на всенародный референдум, а все процедуры по реализации инициативы его принятия подлежат прекращению с момента вступления в силу Заключения Конституционного Суда. Ожидается официальная публикация полного текста заключения, которое станет важным прецедентом для правовой системы страны.