Железнодорожный проект века: миллиарды инвестиций в инфраструктуру Центральной Азии

Один из ключевых инфраструктурных проектов Центральной Азии – железная дорога Китай–Кыргызстан–Узбекистан – достиг важной финансовой отметки. По информации агентства Qazinform, ссылающегося на «Кабар», совместное предприятие трех стран, China-Kyrgyzstan-Uzbekistan Railway Company LLC, заключило грандиозное кредитное соглашение с консорциумом ведущих китайских банков, среди которых China Development Bank и China Eximbank. Это событие знаменует собой решающий шаг к реализации амбициозного трансконтинентального маршрута.
Общая сметная стоимость проекта оценивается в 4,7 миллиарда долларов США. Значительную часть финансирования, до 2,3 миллиарда долларов, предоставляет китайская сторона в виде долгосрочного кредита со сроком погашения в 35 лет. Ответственность за возврат средств возложена на совместное предприятие. Уставный капитал в размере 2,3 миллиарда долларов распределен следующим образом: 51% принадлежит Китаю, тогда как Кыргызстан и Узбекистан владеют по 24,5%. Такое распределение долей подчеркивает равноправное партнерство в реализации стратегически важной инициативы.
Бахит Торобаев, заместитель председателя Кабинета министров Кыргызстана, высоко оценил оперативность завершения финансовых договоренностей, назвав это «доказательством готовности совместной компании к реализации масштабных международных проектов». Его слова отражают уверенность в способности партнерства справиться с вызовами столь амбициозной задачи. Генеральный директор железнодорожной компании Чжоу Син, в свою очередь, акцентировал внимание на планах по «эффективному использованию средств и надежному выполнению всех взятых на себя обязательств», что является залогом успешной реализации проекта.
Предстоящий проект обещает стать одним из наиболее сложных с инженерной точки зрения инфраструктурных объектов в регионе. Его реализация потребует строительства 50 мостов и 29 тоннелей, общая протяженность которых составит порядка 120 километров – это около 40% от всей длины маршрута. Только на территории Кыргызстана железнодорожная линия протянется на 304 километра, что подчеркивает значимость проекта для транспортной связанности страны.
Официальный старт строительства был дан 27 декабря 2024 года в торжественной обстановке с участием глав трех государств: президентов Кыргызстана Садыра Жапарова, Китая Си Цзиньпина и Узбекистана Шавката Мирзиёева. Лидеры единодушно подчеркнули «стратегическое значение» этого транспортного коридора для укрепления региональной связанности и стимулирования экономического сотрудничества, что особенно актуально для динамично развивающихся стран Центральной Азии. В этом контексте стоит отметить, что Казахстан, ключевой партнер в регионе, уже проложил более 1700 километров новых железнодорожных путей, демонстрируя общую тенденцию к развитию транзитного потенциала Великого шелкового пути.