Железная дорога Китай–Кыргызстан–Узбекистан: финансовый прорыв для региональной интеграции



Ключевой этап финансирования достиг своего завершения в рамках реализации стратегически важного проекта по строительству железнодорожной магистрали Китай–Кыргызстан–Узбекистан. Совместное предприятие трех стран – China-Kyrgyzstan-Uzbekistan Railway Company LLC – подписало знаковое кредитное соглашение с консорциумом ведущих китайских банков, включая China Development Bank и China Eximbank. Об этом стало известно агентству Qazinform со ссылкой на Кабар.

Общая стоимость амбициозного проекта оценивается в 4,7 миллиарда долларов США. Значительная часть финансирования – до 2,3 миллиарда долларов США – будет предоставлена китайской стороной в виде льготного кредита со сроком погашения 35 лет, который будет погашаться совместным предприятием. Уставной капитал данной компании, составляющий те же 2,3 миллиарда долларов США, распределен таким образом: 51% принадлежит Китаю, а Кыргызстан и Узбекистан владеют по 24,5% акций соответственно.

Заместитель председателя кабинета министров Кыргызстана Бакыт Торобаев высоко оценил оперативность завершения финансовых обязательств. Он подчеркнул, что этот успех служит убедительным доказательством готовности совместной компании к реализации масштабных международных проектов. Генеральный директор Railway Company Чжоу Син, в свою очередь, акцентировал внимание на принципах эффективного использования выделенных средств и строгом выполнении всех договорных обязательств.

Предстоящая железнодорожная магистраль справедливо считается одним из наиболее сложных с инженерной точки зрения инфраструктурных проектов в регионе. В рамках строительства предусмотрено возведение 50 мостов и прокладка 29 тоннелей, общая протяженность которых достигнет 120 километров – это составляет почти 40% всего маршрута. Отрезок железнодорожного полотна, проходящий по территории Кыргызстана, будет иметь протяженность 304 километра.

Официальный старт строительству был дан 27 декабря 2024 года при участии глав государств – президентов Кыргызстана Садыра Жапарова, Китая Си Цзиньпина и Узбекистана Шавката Мирзиёева. Лидеры трех стран единодушно подчеркнули стратегическую значимость данного проекта для укрепления региональной взаимосвязанности, активизации торговых потоков и развития широкого экономического сотрудничества на обширном евразийском пространстве, создавая новые торговые артерии для тюркского мира.

В контексте развития региональных транспортных коридоров, жизненно важных для стран Центральной Азии, следует особо отметить значительный вклад Казахстана. За последние годы эта тюркская республика построила более 1700 километров новых железнодорожных линий, демонстрируя свою твердую приверженность углублению инфраструктурной интеграции и укреплению экономических связей в рамках всего тюркского мира и Центральной Азии.