Соцсети вытесняют спорт и книги у подростков: тревожные данные и меры

Новые данные из Австралии свидетельствуют о тревожной тенденции: стремительный рост использования социальных сетей среди детей и подростков приводит к глубоким сдвигам в их образе жизни. Эта ситуация вызывает обеспокоенность во всем мире, включая страны тюркского мира, где процессы цифровизации также идут полным ходом. Согласно отчету агентства «Синьхуа», основанному на австралийских исследованиях, с 2019 по 2022 год число ежедневных пользователей социальных сетей в этой возрастной группе выросло более чем на 200 процентов.
Ученые из Университета Южной Австралии (UniSA) в течение четырех лет отслеживали более 14 тысяч учащихся в возрасте от 11 до 14 лет, проживающих в Южной Австралии. Результаты их работы, опубликованные в журнале JAMA Network Open, выявили кардинальный сдвиг в том, как юные австралийцы проводят свое свободное время. Ежедневное использование социальных сетей подскочило с 26 процентов до впечатляющих 85,4 процента. Одновременно с этим доля тех, кто вообще не пользовался соцсетями, обрушилась с 30,6 процента до ничтожных 2,6 процента.
Эта цифровая трансформация сопровождается резким сокращением участия подростков в традиционных видах деятельности, таких как спорт, чтение, музыка и искусство. Доля детей, которые никогда не читали для удовольствия, выросла с 10,8 процента до 52,6 процента. Еще более драматичная картина наблюдается в сфере искусства: количество подростков, не участвующих в художественных кружках и занятиях, увеличилось с 25,7 процента до 70,4 процента.
«Нет никаких сомнений в том, что социальные сети глубоко укоренились в повседневной жизни детей», – прокомментировала ситуацию исследователь UniSA Ми Чжоу, один из соавторов исследования. Она подчеркнула, что цифровые платформы замещают собой важнейшие активности, которые способствуют здоровому развитию молодых людей.
Эти выводы имеют особое значение на фоне того, как Австралия готовится внедрить одно из самых строгих национальных ограничений на доступ к социальным сетям для детей младше 16 лет. Исследование UniSA послужит важной отправной точкой для оценки эффективности подобных интервенций и их влияния на внешкольную активность молодежи. Примечательно, что сходные вопросы обсуждаются и в Казахстане, где также рассматривается возможность введения возрастных ограничений на использование социальных сетей, что делает австралийский опыт особенно актуальным для стратегического планирования в тюркском мире. Подобные тенденции и вызванные ими вызовы, вероятно, знакомы и другим странам Центральной Азии, где цифровизация общества идет быстрыми темпами.
Очевидно, что странам тюркского мира, как и всему мировому сообществу, предстоит найти баланс между преимуществами цифровых технологий и необходимостью защиты здоровья и благополучия подрастающего поколения. Исследования, подобные австралийскому, предоставляют ценную базу для разработки эффективных политик и образовательных программ, направленных на гармоничное развитие детей и подростков в эпоху повсеместной цифровизации.