Нестабильность в Иране толкает Ташкент к рискованному афганскому коридору
Военно-политическая напряженность вокруг Ирана заставляет страны Центральной Азии пересматривать свои торговые маршруты. В частности, Узбекистан вынужден искать альтернативы для доступа к мировым рынкам, что ставит под вопрос использование иранских транспортных коридоров.
На фоне растущей нестабильности на Ближнем Востоке президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев поручил провести ревизию внешнеторговых маршрутов с целью перенаправления грузопотоков в более безопасные порты. По оценкам, такие изменения могут привести к удорожанию логистики на 30%.
Это решение знаменует собой заметную смену курса по сравнению с 2023 годом, когда Ташкент и Тегеран активно развивали двустороннее сотрудничество. Ранее стороны заключали соглашения о взаимодействии в сельском хозяйстве, энергетике, таможенном деле, науке и туризме, а также обсуждали совместное использование иранского порта Чабахар.
В качестве основной альтернативы иранскому маршруту рассматривается Трансафганская железная дорога. Недавно Узбекистан, Афганистан и Пакистан договорились о проведении совместного технико-экономического обоснования для 650-километрового участка от узбекского Термеза до пакистанской границы. Согласно планам, проект стоимостью до 4,6 миллиарда долларов позволит сократить время доставки грузов из портов Индийского океана в Центральную Азию с 35 до 5 дней.
Главным препятствием для реализации проекта остается привлечение внешнего финансирования, что осложняется санкциями, введенными в отношении правительства в Кабуле. Среди потенциальных инвесторов и партнеров рассматриваются Китай, который может интегрировать проект в свой экономический коридор «Китай-Пакистан», а также Казахстан, Катар и ОАЭ. В проекте также участвует российская компания «РЖД», что может создать дополнительные сложности из-за наложенных на нее международных санкций.
Для России данный проект представляет интерес как возможность продления международного транспортного коридора «Север-Юг» до Пакистана. Москва и Ташкент уже подписали соглашения о совместной разработке технико-экономического обоснования магистрали. Упрощению будущего сотрудничества может способствовать и политическое взаимодействие России с действующим правительством Афганистана.
Однако афганский маршрут сопряжен со значительными рисками. Помимо международных санкций, существуют внутренние проблемы Афганистана, такие как нехватка водных ресурсов. Вызывает вопросы и надежность Пакистана как партнера, учитывая проблемы с безопасностью на его территории и уязвимость перед внешним давлением. Ранее Исламабад уже выходил из проекта газопровода с Ираном под давлением США.
Тем временем другие региональные игроки также активно развивают свои логистические возможности. Иран, Пакистан и Турция планируют возобновить работу грузового коридора «Стамбул-Тегеран-Исламабад», а сам Иран запускает новые железнодорожные маршруты в Турцию, Афганистан и Туркменистан. Это создает конкурентную среду для транспортных проектов в регионе.
Несмотря на все сложности, Узбекистан делает большую ставку на Афганистан как на транзитный мост к морю, развивая свободную экономическую зону «Айритом» в Термезе и наращивая торговлю с Кабулом. Как отмечают эксперты, пересечение интересов региональных и мировых держав «может существенно повлиять на реализацию конкретных транспортных инициатив в Афганистане». Существует риск, что большое количество конкурирующих проектов может сделать каждый из них в отдельности нерентабельным, что в итоге не укрепит, а ослабит транспортную независимость стран региона.