Железные дороги Узбекистана демонстрируют уверенный рост: более 79 млн тонн грузов

Национальная железнодорожная сеть Узбекистана продолжает демонстрировать впечатляющие темпы развития, прочно утвердившись как ключевой элемент экономической инфраструктуры региона. По данным Комитета по статистике, государственный магистральный железнодорожный комплекс страны перевез в общей сложности 79,7 миллиона тонн основных видов грузов за период с января по сентябрь 2025 года. Этот показатель свидетельствует о существенном росте, превысившем объемы за аналогичный период 2024 года на 4,9 процента.
Помимо грузовых перевозок, значительно увеличился и пассажиропоток, что подчеркивает растущую мобильность населения и популярность железнодорожного транспорта. За первые девять месяцев 2025 года услугами узбекских железных дорог воспользовались более 8,1 миллиона пассажиров, что на 957 200 человек больше, чем за соответствующий период предыдущего года.
Столь динамичное развитие стало возможным благодаря деятельности акционерного общества Uzbekistan Railways – государственной, вертикально интегрированной железнодорожной компании Узбекистана. Созданная в 1994 году для управления железнодорожной инфраструктурой страны, она несет ответственность за владение и обслуживание всей сети, а также за эксплуатацию грузовых и пассажирских поездов. Компания фактически обладает монополией на междугородние железнодорожные перевозки, что позволяет ей эффективно координировать развитие отрасли. По состоянию на март 2017 года, общая протяженность основной железнодорожной сети составляла 4 669 километров, из которых 2 446 километров были электрифицированы – это свидетельствует о значительных инвестициях в модернизацию и расширение.
Рост железнодорожных перевозок в Узбекистане отражает общую тенденцию укрепления транспортного потенциала тюркского мира. Например, ранее информационное агентство Qazinform сообщало, что Казахстан экспортировал более 1 миллиона тонн зерна железнодорожным транспортом. Эти данные подчеркивают стратегическое значение железнодорожных магистралей для экономики региона, их роль в развитии международной торговли и укреплении связей между тюркскими государствами, способствуя интеграции и экономическому процветанию.