Смена баланса сил на Южном Кавказе: Россия теряет влияние в регионе
Позиции России на Южном Кавказе заметно ослабевают, в то время как другие мировые и региональные игроки стремятся занять освобождающуюся нишу. Этот геополитический сдвиг особенно ярко проявляется в отношениях между Арменией и Азербайджаном, которые, несмотря на многолетний конфликт, демонстрируют общее стремление дистанцироваться от Москвы.
На этом фоне Соединенные Штаты активизировали свои дипломатические усилия, позиционируя себя в качестве нового ключевого посредника в армяно-азербайджанском урегулировании. Вашингтон стремится содействовать заключению мирного соглашения между Ереваном и Баку, перехватывая инициативу у Москвы, которая традиционно играла роль главного модератора в регионе, но сейчас сосредоточена на других внешнеполитических направлениях.
После 44-дневной войны 2020 года, завершившейся поражением Армении, роль России как союзника по ОДКБ была поставлена под сомнение в Ереване. Несмотря на то что Москва выступила посредником в заключении соглашения о прекращении огня, ее позиция в ходе конфликта была воспринята армянской стороной как недостаточная поддержка. Впоследствии отношения Еревана с Москвой продолжили ухудшаться.
Ключевым элементом разногласий и одновременно стратегическим призом остается так называемый Зангезурский коридор. Этот транспортный маршрут должен соединить основную территорию Азербайджана с его Нахичеванским эксклавом через Сюникскую область Армении. Согласно договоренностям от 2020 года, контроль над ним должны были осуществлять российские пограничные службы. Однако Армения выступает против создания экстерриториального коридора, настаивая на сохранении своего суверенитета, включая таможенный и паспортный контроль.
Для региональных и мировых держав этот коридор важен как недостающее звено Транскаспийского международного транспортного маршрута, известного как «Средний коридор». Этот путь, соединяющий Китай, Центральную Азию, Южный Кавказ и Турцию с выходом в Европу, позволяет обходить территорию России. Заинтересованность Запада в контроле над маршрутом очевидна, поскольку это позволит не только укрепить свое влияние, но и фактически ограничить российское присутствие в регионе.
Свои интересы в регионе имеет и Иран, для которого потенциальное изменение логистических маршрутов и потеря прямой сухопутной связи с Арменией являются «красной линией». Тегеран опасается оказаться в полукольце тюркских государств — Азербайджана и Турции, члена НАТО. Заключение мирного договора на условиях, не учитывающих интересы Ирана, может поставить Тегеран перед свершившимся фактом, серьезно ограничив его возможности для маневра.
На фоне охлаждения отношений с Москвой Ереван активно ищет новых партнеров. Армения приостановила свое участие в ОДКБ, допустила на границу с Азербайджаном наблюдательную миссию ЕС и подписала с США Хартию о стратегическом партнерстве. Это соглашение предусматривает сотрудничество в сферах обороны, безопасности, экономики и демократических реформ, что свидетельствует о системном развороте внешней политики страны.
Симптомом ухудшения отношений стало и давление на российские СМИ в обеих странах. Власти Армении обвиняют их в «пересечении всех возможных границ», а в Азербайджане ранее была прекращена деятельность местных представительств российских государственных информационных агентств. Эти шаги отражают общее стремление снизить информационное влияние Москвы.
Таким образом, ослабление дипломатических позиций России создало новые возможности на Южном Кавказе. Этот вакуум активно заполняют США, Европейский союз и Турция, стремящиеся укрепить свое присутствие в стратегически важном регионе. Дальнейшая судьба мирного процесса между Арменией и Азербайджаном станет определяющей для формирования нового геополитического ландшафта на Южном Кавказе.