Китай и Центральная Азия: встреча лидеров и усиление влияния Пекина



Председатель КНР Си Цзиньпин 17 июня встретился с лидерами стран Центральной Азии на саммите в Казахстане. Этот визит стал для него вторым в регион менее чем за год и рассматривается как шаг по активизации усилий Китая для расширения своего влияния в Центральной Азии на фоне меняющейся геополитической обстановки и конкуренции. Саммит в Астане, как сообщают зарубежные СМИ, собрал Си Цзиньпина, прибывшего в казахстанскую столицу 16 июня, а также глав Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана.
Пять стран Центральной Азии, исторически находившиеся в тесных связях с Россией, после обретения независимости в 1991 году стали объектом интереса со стороны крупных мировых держав, включая Китай и Соединенные Штаты. Регион богат природными ресурсами и занимает стратегически важное положение на пересечении транспортных коридоров между Европой и Азией.
В ходе встречи с президентом Кыргызстана Садыром Жапаровым 17 июня Си Цзиньпин, по сообщению китайского государственного информационного агентства «Синьхуа», призвал обе страны «наращивать торговлю и инвестиции, а также расширять сотрудничество в развивающихся отраслях». По его словам, сторонам следует «продвигать качественное строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан и формировать новые драйверы роста в сферах чистой энергетики, зеленых полезных ископаемых и искусственного интеллекта».
На переговорах с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном Си Цзиньпин, согласно «Синьхуа», заявил, что Пекин «решительно поддерживает Таджикистан в защите его национальной независимости, суверенитета и безопасности». Китайский лидер также провел переговоры с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым и президентом Туркменистана Сердаром Бердымухамедовым, сообщили государственные СМИ КНР.
Лидеры стран Центральной Азии продолжают рассматривать Россию в качестве стратегического партнера, однако отмечается, что связи с Москвой претерпевают изменения, в том числе на фоне событий на Украине. Государства региона стремятся использовать растущий международный интерес к Центральной Азии и координируют свою внешнюю политику, регулярно проводя саммиты с Китаем и Россией для представления региона как единого блока и привлечения инвестиций. Также организуются переговоры высокого уровня в формате «5+1» с Европейским союзом, США, Турцией и другими западными странами.
Кыргызстанский политолог Наргиза Мураталиева в комментарии AFP отметила: «Страны региона балансируют между различными центрами силы, стремясь обезопасить себя от чрезмерной зависимости от одного партнера».
Российская сторона заявляет, что растущее влияние Китая в регионе не представляет угрозы. «Оснований для таких опасений нет. Китай – наш привилегированный стратегический партнер, а страны Центральной Азии, естественно, являются нашими естественными историческими партнерами», – сказал журналистам 16 июня пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Тем не менее, Китай к настоящему времени утвердился в качестве ведущего торгового партнера Центральной Азии, по данным ряда источников, опережая ЕС и Россию.
Центральная Азия также является важным направлением для китайской инициативы «Один пояс, один путь», которая использует масштабные инвестиции в инфраструктуру в качестве инструмента экономической и дипломатитической политики. Среди запланированных проектов – строительство железной дороги Узбекистан – Кыргызстан – Китай и автомагистрали Китай – Таджикистан, проходящей через Памир в Афганистан. Для развития торговых потоков уже построены новые пограничные переходы и «сухие порты», такие как Хоргос в Казахстане, один из крупнейших логистических хабов в мире. «Ни Россия, ни западные институты не способны выделять финансовые ресурсы на инфраструктуру так быстро и в таких масштабах, иногда в обход прозрачных процедур», – считает доктор Мураталиева.
На прошлой неделе Казахстан сообщил о планах по строительству первой атомной электростанции при ведущей роли России, однако выразил заинтересованность в участии Китая в строительстве второй АЭС. «Центральная Азия богата природными ресурсами, такими как нефть, газ, уран, золото и другие полезные ископаемые, в которых нуждается быстро развивающаяся китайская экономика, – пояснила доктор Мураталиева. – Обеспечение бесперебойных поставок этих ресурсов в обход нестабильных морских путей является важной целью Пекина».
Китай также позиционирует себя как сторонник действующих политических систем в странах Центральной Азии. На предыдущем саммите «Центральная Азия – Китай» Си Цзиньпин призывал «противостоять внешнему вмешательству», которое могло бы спровоцировать так называемые «цветные революции». «Пекин рассматривает стабильность центральноазиатских государств как гарантию безопасности своих западных границ», – полагает доктор Мураталиева. Регион Центральной Азии граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом на северо-западе Китая, ситуация с правами человека в котором, в частности в отношении уйгуров и других мусульманских меньшинств, вызывает обеспокоенность ряда международных организаций и стала предметом докладов ООН.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *