Зангезурский коридор укрепит связь между Кавказом и Центральной Азией



В условиях изменения глобальных торговых маршрутов и пересмотра логистических приоритетов регион Южного Кавказа привлекает все большее внимание. В этом контексте Зангезурский коридор становится одним из ключевых проектов, рассматриваемым не только как транспортный путь, но и как стратегическая линия, соединяющая Восток и Запад. Расположенный на перекрестке Среднего коридора и китайской инициативы «Один пояс, один путь», этот проект способен изменить как региональную экономику, так и более широкие геоэкономические расклады.

Коридор призван восстановить прямое сухопутное сообщение между основной территорией Азербайджана и его Нахчыванским эксклавом. Эта связь была прервана десятилетия назад после того, как Зангезурский регион был передан Армении. Последующая транспортная блокада со стороны Армении превратила Нахчыван в изолированную территорию. Новый проект направлен на изменение этой ситуации, возрождая маршрут, который некоторые называют «Тюркскими воротами».

Для Азербайджана и его региональных партнеров данный маршрут представляет собой нечто большее, чем просто восстановление сообщения. Это возможность перенастроить логистическую карту, создав непрерывный торговый путь из Турции через Каспий в Центральную Азию. Такой путь призван укрепить транспортную связность между тюркскими государствами, а также между Востоком и Западом в целом. Во времена меняющихся альянсов и сбоев в глобальных цепочках поставок привлекательность нейтрального и надежного торгового коридора значительно возрастает.

Зангезурский коридор все чаще рассматривается как естественное продолжение Транскаспийского международного транспортного маршрута, более известного как Средний коридор. На фоне геополитических трудностей, с которыми сталкиваются традиционные северные маршруты через Россию и южные через Иран, интерес к альтернативам резко вырос. В частности, с 2021 по 2024 год грузопоток по Среднему коридору значительно увеличился, что подчеркивает потребность в надежных и политически более безопасных цепочках поставок.

Ключевым элементом этой развивающейся сети является железная дорога Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Масштабная модернизация уже увеличила ее годовую пропускную способность с 1 до 5 миллионов тонн, а к 2030 году планируется дальнейшее ее наращивание. Ожидается, что после завершения строительства Зангезурский участок сможет обрабатывать дополнительно от 8 до 10 миллионов тонн грузов в год, что является значительным объемом по любым меркам.

Важной вехой стало подписание президентами Турции и Азербайджана в сентябре 2023 года соглашения о новом железнодорожном проекте: линии Карс-Игдыр-Аралык-Дилуджу-Нахчыван. Эта ветка протяженностью 224 километра напрямую соединит восточную Турцию с Нахчываном, укрепляя основу всего коридора. Строительство уже началось, что свидетельствует о взаимной приверженности реализации проекта.

После ввода в эксплуатацию линия создаст бесшовное железнодорожное сообщение от центральной Анатолии до Каспийского бассейна. Ожидается, что это сократит сроки доставки, снизит транспортные расходы и откроет новые региональные производственно-сбытовые цепочки. Для Турции это еще больше укрепит ее статус трансконтинентального логистического узла. Для стран Центральной Азии и Кавказа это создаст более быстрый и стабильный выход на мировые рынки.

Потенциал коридора не ограничивается объемами грузов или расписанием поездов. Он способен преобразовать экономическую структуру Южного Кавказа и соседних регионов. Создание альтернативных торговых путей позволяет странам обходить узкие места и снижать зависимость от нестабильных маршрутов.

Только в 2024 году «Азербайджанские железные дороги» перевезли 18,5 миллиона тонн грузов, из которых более 7 миллионов тонн классифицированы как транзитные. Ожидается, что этот показатель будет неуклонно расти после полного ввода в эксплуатацию Зангезурского звена. Коридор Восток-Запад уже занимает заметную долю в перевозках, и новая линия только усилит эту тенденцию.

Проект может стать экономическим катализатором для исторически недостаточно развитых регионов. Провинции в восточной Турции и на юге Азербайджана могут получить выгоду от увеличения инвестиций. Планы по созданию сухих портов, промышленных кластеров и логистических центров вдоль коридора направлены на локализацию добавленной стоимости и создание рабочих мест. Страны Центральной Азии, не имеющие выхода к морю, также, вероятно, получат более быстрый и дешевый доступ к глобальным цепочкам поставок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *